Рынок упаковки считается одним из наиболее быстро растущих в России. По данным Росстата ежегодный прирост превышает 10 % и более, до 15–20 % в отдельных сегментах. Объем упаковки промышленного назначения составляет 30 %, для потребительских товаров 70 %. Из всех видов доля полимерной упаковочной продукции превышает 50 %.
После февральских событий 2022 г. на внутреннем рынке пластиковой упаковки сложилась сложная экономическая ситуация. За предыдущие годы импорт упаковочных материалов немного сократился, но по-прежнему высока доля сырья и товаров из США; из европейских государств — Германии, Италии, Бельгии, Франции, Нидерландов; из азиатских стран — Китая, Кореи, Японии.
Роль пластиковой упаковки
Российские покупатели привыкли к качественной упаковке. К началу 2019 г. спрос на нее и предложения производителей выровнялись — компании, выпускающие упаковочные материалы, удовлетворяли потребности изготовителей промышленных и продовольственных товаров. Во время пандемии повысился спрос на пластиковую тару.
Причины роста:
- Выросла численность онлайн-покупок с доставкой. Пластик лучше защищает товары от повреждения при транспортировке.
- Увеличилась покупательская способность, у людей стало больше свободного времени на выбор продуктов в интернет-магазинах.
- Возросла значимость безопасности. Пластмассовые контейнеры можно использовать неоднократно, не опасаясь, что пластик может передавать вирусы.
Упаковочная продукция из полипропилена заменяет дерево, металл, картон, стекло. По объемам использования уступает полиэтилену и полихлорвинилу, но более безопасна, нетоксична, легче перерабатывается. Мировое потребление PP для упаковки составляет свыше 32 % (для примера: в автомобилестроении потребление вдвое меньше).
Как сейчас обстоят дела на российском рынке пластиковой упаковки
Основой для изготовления всех видов пластика служит нефть, цена которой влияет на стоимость полимерного сырья. За 2020–2021 гг. цены на пластик выросли на 30 %, импортное сырье дороже российского тоже на 30 %. Одна из причин роста — энергетический кризис: возросли цены на уголь, подорожала электроэнергия, спотовые цены на газ в 2021 году увеличились более чем в 4 раза.
Из-за мировых санкций и ограничений возникли проблемы с поставкой импортных упаковочных материалов.
Как это отразилось на российском рынке?
Крупные корпорации, у которых заложены в стоимость колебания валют, повысили цены. Небольшие компании приостановили отгрузки, перешли в «режим ожидания» из-за невозможности просчитать экономику. Тем, кто работает в валютной зоне и заранее не позаботился о подстраховке, грозит банкротство.
Основные причины возникших проблем:
- Соглашения на поставку зарубежного сырья и товаров всегда номинированы в иностранной валюте. Обвал рубля по отношению к доллару и евро вызвал рост цен на сырье и расходные материалы.
- У производителей возникли сложности по выполнению ранее взятых обязательств (долгосрочных контрактов).
- Повысились ставки по кредитам до 20 %, что повлияло на развитие бизнеса.
ЦБ и МВФ прогнозировали кризис 2020–2022, который затронет все сферы бизнеса, включая рынок упаковок. Предсказали, что выход из него будет долгий, неравномерный, неопределенный. Вероятен дальнейший рост цен из-за санкционного давления, падения мировых индексов, вспышек короновируса, отказа от соглашения с ОПЕК.
Пути решения проблем
Несмотря на кризис, крупные российские производители модернизируют производственные мощности в надежде, что вскоре в упаковочной отрасли ситуация стабилизируется, хотя в настоящее время поставщики меняют цены по несколько раз в день. Никто не может предсказать, какими они будут завтра или через неделю. Ценники на товары напоминают котировки акций.
На начало 2022 г. импортозамещение не превышало 30 %, остальную часть составляли иностранные товары и сырье. Компании надеются на решения Правительства РФ, на принудительную стабилизацию цен, чтобы мелкие и средние производители смогли выправить бизнес.
Российские бренды ощутили проблемы с логистикой во время пандемии. Они устали от того, что европейские партнеры задерживают поставки или резко завышают стоимость. Предвидя возможные мировые санкции, они заранее начали готовиться к запрету на ввоз зарубежной продукции.
Уход крупных иностранных корпораций с российского рынка приведет к тому, что в нашей стране всю упаковку будут выпускать российские компании. У отечественных производителей появилась возможность удовлетворить возросший спрос, занять освободившуюся нишу, продолжать успешно работать без иностранных партнеров.
Несмотря на сложные экономические условия, ТД «Пластика» выполняет договоры по поставкам, обеспечивая УРФО и ближайшие к нему регионы пластиковой упаковкой. У нас конкурентные цены, которые доступны всем нашим партнерам. Мы даже в трудные кризисные времена стабильно удерживаем репутацию безупречного поставщика.